"Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, занавешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает"

"Все сочинения, чтобы быть хорошими, должны, как говорит Гоголь о своей прощальной повести ("она выпелась из души моей"), выпеться из души сочинителя"

"без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, цепкую паутину любви и ловит туда все, что попало: и старушку, и ребенка, и квартального...а у нас негодование, сатира, желчь сделались качествами"

"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость"

Фет говорил, что в это время (зима,1868) Толстой был очень впечатлительным; поэт сравнил его с "большим и тонким стеклянным колоколом, звучащем при малейшем сотрясении"

"То, что заложено в сердце одного человека, лежит в сознании всякого другого, и то, что лежит в сознании одного народа, то лежит и в сознании всякого другого", - писал он в письме к публицисту и педагогу Ф.Б. Герцу. Чем разумнее люди, тем они теснее и объединяются независимо от национальности. Всякую обособленность народа, признание его исключительности, его особой миссии толстой считал отталкивающим и отвратительным.